В настоящее время защита кабельных линий от вторжения и воровства является серьезной проблемой, далекой от решения. Каждый год в мире ущерб, причиняемый кражами и вандализмом, исчисляется миллиардами долларов и, помимо всего прочего, включает: расходы на ремонтно-восстановительные работы, временную утрату дохода в связи с невозможностью предоставлять услуги, негативную реакцию со стороны общественности. Хищениям, терактам, актам вандализма, промышленному и военному шпионажу могут подвергаться объекты стратегической инфраструктуры, такие как: железные дороги, метрополитены, дорожные сети, телекоммуникационные сети и сети передачи данных, электростанции и линии электропередачи, объекты нефтегазовой отрасли, военная инфраструктура, объекты системы национальной безопасности, аэропорты, морские порты, водопроводные сети.
Вопрос остается крайне актуальным не только из-за организационных проблем по охране и сложившейся непростой криминогенной обстановки, но и роста террористической угрозы. Террористический акты и шпионаж влекут за собой серьезные последствия для национальной безопасности. Из-за умышленного повреждения кабельных линий нарушается работа систем связи органов власти и управления, правоохранительных органов, экстренных служб, предприятий жизнеобеспечения целых городов и регионов. Проведенный анализ данных в интернете показал, что компании ежегодно теряют миллионы долларов вследствие воровства и порчи проводов.
Основной блок методов борьбы с кражей кабеля включает комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности от несанкционированного доступа в колодцы телефонной канализации, общей безопасности сооружений сети. В сложившейся обстановке предприятия связи, энергетики и железнодорожного транспорта вынуждены рассчитывать в основном на собственные силы в вопросе предотвращения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь серьезные последствия для социально-экономической жизни городов и регионов РФ.
Главной причиной повреждения кабельных линий является кража медного провода, цена которого постоянно растет на черном рынке. По данным заместителя директора департамента безопасности, начальника отдела внутренней безопасности ОАО “МГТС” Донского А., в общей массе кабелей, проложенных в телефонных канализациях ОАО “МГТС”, 109012 км составляет «медь», которая давно стала объектом преступных посягательств.
Криминогенная обстановка в данной сфере остается неблагоприятной. Сотрудники отдела полиции по Адлерскому району города Сочи совместно с сотрудниками службы безопасности и службы линий электропередачи Сочинских электрических сетей филиала ОАО «Кубаньэнерго» в результате проведенной спецоперации задержали подозреваемых в хищении медного провода с высоковольтных воздушных линий. Характер совершенного указывал на то, что предположительно все преступления были совершены одной группой лиц. Всего преступной группой было похищено 21 км медного провода массой более 12 т., сумма ущерба оценивается в 7,7 млн. руб. Из-за кражи проводов происходили серьезные технологические нарушения в работе систем обеспечения населенных пунктов. Были обесточены населенные пункты Адлерского района, а восстановление электроснабжения было сопряжено с рядом сложностей, так как поврежденные линии электропередачи расположены в труднодоступной горной местности. В результате масштабы хищений в республике Дагестан достигли размеров, которые приводят к продолжительным перебоям в электроснабжении населения и народного хозяйства республики, угрожающих технологической устойчивости энергосистемы. Чаще всего ущерб, нанесенный в результате кражи меди, значительно превышает саму стоимость этого металла.
Хищение электрооборудования с целью обогащения не является отечественным ноу-хау, оно довольно часто встречаются за рубежом. В открытом докладе ФБР ситуация с кражей меди и медных изделий охарактеризована как «угрожающая критически важной инфраструктуре США». Национальные лаборатории, объекты ядерного цикла и атомные станции США не защищены от данной проблемы. Департамент генерального инспектора считает проблему хищения меди на энергетических объектах Соединённых Штатов серьёзной и намерен продолжать отслеживать тенденции и контролировать принимаемые меры.
Ассоциация начальников полиции (ACPO) оценивает ущерб от хищений кабелей в экономике Великобритании на 770 млн. фунтов стерлингов в год. За последние 5 лет число краж меди на железных дорогах увеличилась в 14 раз. За последние 3 года в общей сложности задержка поездов в Великобритании составила 673 дня. Телекоммуникационной компании «Бритиш Телеком» пришлось нанять 40 экспертов по вопросам безопасности для разработки мероприятий по защите кабелей.
На железных дорогах в Германии ежегодно фиксируется до 3 тысяч случаев хищения металлов от рельсов до сигнальных проводов. Совокупный ущерб составил 15 миллионов евро, не считая расходов на ремонт и компенсации пассажирам. Еще больше, однако, потери для репутации немецкой железной дороги. В 2014 году 11 тысяч поездов прибыли к месту назначения с опозданием. Руководство «Deutsche Bahn» насчитало 2,5 тысячи часов опозданий из-за хищения кабелей. Правда, по данным службы безопасности концерна, угрозы безопасности пассажиров не возникало. Крупнейший немецкий телекоммуникационный концерн «Deutsche Telekom» оценивает материальный ущерб от кражи кабеля в 820 тысяч евро в год. Для мирового концерна с многомиллиардным оборотом цифры не выглядят угрожающими, но представитель “Deutsche Telekom” Филипп Бланк указывает, что ущерб, причиненный репутации концерна из-за перебоев со связью, на порядок выше.
В Китае воровство медных проводов линий электропередачи носит характер национального бедствия. Существующие длительные сроки тюремного наказания не действуют на снижение уровня воровства, которое в стране носит массовый характер. Поэтому Верховный суд страны разрешил применять высшую меру наказания к похитителям медных проводов. К смертной казни, как постановил Верховный суд КНР, могут быть приговорены укравшие провода люди в том случае, если в результате их действий как минимум 10 тысяч человек оставались без электричества на протяжении шести часов, либо дольше. Высшая мера грозит также тем похитителям проводов, которые причинили экономический ущерб, превышающий один миллион юаней (около 130 тысяч долларов США). Власти страны надеются, что теперь, когда за такое преступление суды смогут приговаривать к смертной казни, воровство медных проводов сократится.
В последнее время число случаев хищения содержащего медь оборудования с итальянских железных дорог и линий электропередачи значительно возросло. Потери железных дорог Италии от кражи проводов за последние три года превысили 31 млн. евро и привели к многочисленным задержкам в движении поездов. По мнению итальянских властей, причиной увеличения числа подобных преступлений является продолжающийся рост цен на медь, стоимость которой за последний год увеличилась более чем в два раза, а также экономический кризис, в связи с которым кражи меди в Италии приобрели небывалый размах. Для борьбы с этой проблемой итальянские энергетические компании и компании, работающие в области связи, создали специальный координационный орган, который отслеживает кражи медных проводов и действует в тесном контакте с силовыми структурами.
В Бельгии за три первых квартала 2012 года ущерб от этого вида преступной деятельности достиг 8 млн евро. Оператор бельгийских железных дорог, компания «Infrabel», подсчитала, что из-за воровства кабеля в Бельгии было отменено свыше 10 тысяч железнодорожных рейсов, а общая задержка поездов превысила 950 часов. Полиции удалось установить, что во всех случаях хищениями кабеля занимались организованные преступные группы.
Медные провода воруют даже в благополучной Норвегии. Так, например, вследствие кражи кабеля на железной дороге из строя была выведена сигнализационная система и железнодорожные ограждения на станции «Porsgrunn». В результате, для передвижения в обоих направлениях большого количества поездов сотрудники железной дороги вынуждены были прибегнуть к ручному способу регулирования движения поездов. Ежегодно норвежским железным дорогам воры наносят ущерб, исчисляемый несколькими миллионами крон.
В международном аэропорту в южноафриканском городе Йоханнесбурге после повреждения трех силовых кабелей была полностью парализована работа. В связи с чем более двух десятков рейсов были на время отложены. По данным представителей органов правопорядка, кражи дорогостоящих кабелей местным населением ежегодно наносят ущерб ЮАР в размере $500 млн. США. Поэтому в республике закон к ворам электрооборудования очень строгий – до 10-ти лет лишения свободы.
Список нарушений данными примерами, конечно, не ограничивается. В настоящее время решение этой сложной проблемы лежит в разработке комплексных мер, включающих в том числе создание и внедрение новых эффективных технических средств защиты кабельной инфраструктуры.
Компания “ВЛИБОР Системс” представляет инновационное решение данной проблемы – систему защиты и контроля (СЗК) «ПОКРОВ». Разработанная для условий России СЗК предназначена для обеспечения надежной защиты кабельных сетей объектов стратегической инфраструктуры.
СЗК использует уникальные свойства специального кабеля из оптического волокна, позволяющего применять его в роли и чувствительного датчика, и передатчика информации, обеспечивая полную защиту кабельных каналов и люков колодцев от нежелательного вторжения и воровства. Физический принцип контроля оптического сигнала, инновационные решения для повышения чувствительности кабеля и эффективное программное обеспечение делают СЗК уникальной на рынке систем безопасности.
Изменение световой интенсивности свидетельствует о вскрытии люка кабельного канала или крышки железнодорожного сплошного кабельного канала, перерезании провода или вытягивании его из канала. Приемное устройство оценивает, фильтрует полученную информацию и, в случае идентификации угрозы, подает сигнал тревоги.
Рис.1. Сенсорный кабель-датчик с оконечной платой, включающей
Данный принцип действия является очень надежным, так как не подвержен влиянию вибрации, магнитных полей и воздействию экстремальных погодных условий. Главная проблема, в каком случае изменение светового сигнала должно считаться сигналом тревоги, полностью решена. Восприимчивые к вибрации системы подвержены чрезмерному количеству ложных тревог, что несёт в себе серьезную опасность с точки зрения обеспечения безопасности, потому что на их фоне можно недооценить настоящую попытку вторжения. Установка СЗК в непосредственной близости от проводов высокого напряжения не приводит к нежелательному воздействию, не вызывает технических проблем и не требует специальных разрешений. СЗК может с успехом использоваться в качестве защиты воздушных кабелей, обеспечивая 100% надежность.
Рис.2. Установка СЗК для защиты кабельной инфраструктуры скоростного поезда.
Гибкий сенсорный кабель позволяет адаптироваться к прокладке кабель-каналам и лоткам любой конфигурации. Для защиты сплошных кабельных каналов и смотровых колодцев с люками используется датчики вскрытия колодцев, которые устанавливаются через произвольные промежутки времени и позволяют передать сигнал тревоги до момента на
Рис.3. Схема защиты кабельных линий в кабельном канале.
Рис. 4. Выключатель для контроля люков технологических колодцев и крышек сплошных кабельных каналов.
Главная особенность СЗК «ПОКРОВ» – отсутствие требования к проведению дорогостоящих калибровок и тарировок, как при установке, так и во время эксплуатации. После внештатной ситуации система способна запомнить измененную конфигурацию кабеля как нового базового профиля, сохраняя информацию о двухстах внештатных ситуациях. Оптические и механические свойства системы остаются неизменными в течение продолжительного времени (срок эксплуатации – 20 лет).
Рис.5. Схема защиты технологического колодца.
Рис.6. Выключатель, установленный в технологическом колодце.
Важное отличие СЗК «ПОКРОВ» от других систем заключается в его энергопитании, которое обеспечивается на 100% аккумуляторной батареей (12 В, потребление тока – 0,1 мА в режиме ожидания), и относительной простоте монтажа системы (могут работать два монтажника). Срок работы батарейки в режиме ожидания составляет 3 года и более. Контроль за состоянием батареек происходит в автоматическом режиме, и замена легко осуществляется без привлечения дополнительных средств.
Сенсорный кабель состоит из оптического волокна. Его первый защитный слой состоит из арамидных волокон (15 арамидных волокон 1610 TEX), второй слой – из шелкового покрытия с PU и термически опрессованной оплетки из оцинкованной стали, третий внешний слой – из ПВХ. Протяженность сенсорного кабеля-датчика при подключении к плате может меняться от 5 до 1200 м. СЗК может включать необходимое количество приемных устройств для защиты кабельных каналов любой протяженности.
Уровень защиты оборудования Ingress Protection Rating (IP) равен 69: пыленепроницаемый прибор, выдерживающий длительное погружение в воду под давлением. Диапазон рабочей температуры от -45 до +85 градусов Цельсия позволяет использовать систему практически на всей территории РФ.
Каждая микропроцессорная плата соответствует одной сигнальной зоне. Одна сигнальная зона может включать один или несколько колодцев. Количество сигнальных зон и их длина зависят от требуемой степени безопасности. Рекомендуемая длина сигнальной зоны – не более 1000 метров. К плате может быть подключена звуковая сигнализация и фотокамера. Звуковой сигнал и сделанный снимок злоумышленника передаются через сенсорный кабель DCT на контрольный центр. Каждый контрольный центр может управлять платами в количестве до 250 штук.
Рис.7. Схема работы удаленного контрольного центра.
Все уникальные особенности СЗК «ПОКРОВ» можно свести к следующим основным пунктам:
Пирумов Семен Семенович
Генеральный директор ООО "ВЛИБОР Системс"