Технологии эффективного выявления опасных веществ в ЖАГ в ручной клади пассажиров существуют и постоянно совершенствуются. В настоящее время Международная организация гражданской авиации не запрещает пронос в ручной клади на борт воздушного судна ЖАГ объемом до 100 мл. При этом ЖАГ должны досматриваться и идентифицироваться сертифицированными в ЕС досмотровыми системами для поиска жидкостных взрывчатых веществ (LEDS). Применяемое для досмотра оборудование должно соответствовать стандарту 2 Европейского сообщества.

Досмотровые системы для поиска жидкостных взрывчатых веществ распределяются на типы (A-D) в зависимости от технических характеристик и возможностей досмотра жидкостей. В настоящее время разработано и успешно применяется достаточно большое количество оборудования, соответствующего стандарту 2 типов А, B и С.

К примеру, хорошо зарекомендовали себя такие продукты, как многопроекционная досмотровая установка HI-SCAN 6040aTiX и модуль TIM для рентгенотелевизионных досмотровых установок производства Smiths Detection (Германия), электромагнитный сканер CEIA EMA, производства CEIA S.p.A. (Италия). HI-SCAN 6040aTiX – один из первых аппаратов, сертифицированных в соответствии со Стандартом 2 LEDS Тип С. Технология aTIX позволяет производить обнаружение любых взрывчатых веществ в автоматическом режиме, сохраняя высокую скорость досмотра и обнаружения при минимальном уровне ложных тревог. Стоимость нового оборудования зависит от его типа, метода анализа, скорости обнаружения и колеблется в диапазоне от 60 до 200 тыс. евро.

В данный момент на рынке (в частности, нашей компанией) предлагается как новое оборудование, так и решения по дооснащению рентгенотелевизионных установок дополнительными модулями для идентификации ЖАГ. Для примера можно привести такие дополнительные модули как TIM производства Smiths Detection и OptoScreener канадской фирмы Optosecurity. OptoScreener - это программно-аппаратный комплекс, позволяющий некоторым моделям интроскопов автоматически обнаруживать жидкие взрывчатые вещества в соответствии с Европейским стандартом 2 тип С.

Применение оборудования, позволяющего идентифицировать жидкости, не приводит к скоплению пассажиров в пунктах досмотра (зонах контроля), так как время сканирования одного багажа увеличивается всего на 2-3 секунды. Время анализа содержимого пластиковой бутылки, например, при использовании CEIA EMA, составляет всего 5 секунд. Практика применения оборудования, такого как HI-SCAN 6040aTiX, на линии досмотра ручной клади в аэропорту Франкфурта-на-Майне показывает, что пропускная способность уменьшается незначительно.

Владимиров Илья Витальевич

Руководитель направления РТУ и ИДК ООО “ВЛИБОР Системс”